ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

autodestruktsiyaОдним из видов деструктивной деятельности человека является аутодеструкция (от греч. аutos – сам), или саморазрушение. Аутодеструкция включает в себя деструктивные изменения личности и физическое уничтожение человеком самого себя – суицид.

Проблема деструктивных изменений личности является одной из наиболее сложных проблем философской антропологии, психологии и психиатрии. Приступая к изучению деструктивных изменений личности, следует выяснить смысл самого понятия «личность».

При всем многообразии определений понятия «личность» большинство исследователей сходятся на том, что личность – это социальное качество индивида, содержание которого обладает способностью переходить в индивидуальное бытие, обусловливая тем самым культурно-исторический уровень самопроявления человека. Известный философ Э.В. Ильенков в своем понимании личности исходит из следующих методологических положений.

Во-первых, личность представляет собою уникальное, невоспроизводимо-индивидуальное образование, то есть нечто единичное; описание личности в полном объеме равноценно схватыванию всей бесконечной совокупности единичных тел и «Я» в космосе, поэтому наука о «единичном» как таковом принципиально невозможна. Во-вторых, «сущность» каждого индивида, относящегося к роду человеческому, заключается в исторически возникшей и развивающейся социальной системе; можно сказать, что личность существует внутри «ансамбля» социальных отношений. В-третьих, «тело» человека как личности есть его органическое тело вместе с «предметным телом цивилизации». В-четвертых, личность – это «узел» отношений, возникающих между индивидами в процессе трудовой деятельности. В-пятых, внутри тела отдельного индивида реально существует не сама личность, а только ее односторонняя, или «абстрактная», проекция на экран биологии. Личность отнюдь не представляет собой самодостаточную конструкцию, которая несет в себе конечный смысл. «Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором». Личность представляет собой одновременно и своеобразное условие, и социально ценное последствие развертывания своей личной жизни; своеобразие условия заключается в неповторимой «готовности» человека осуществить это качество, социальная ценность данной творческой деятельности состоит в преумноженном социально-культурном богатстве человечества.

Исследования в области философии и психологии убедительно показывают «многомерный и многоуровневый» характер личности, индивидуально-неповторимого мира «я» человека. «Что такое это «я» личности это определяется не только тем, чем она хочет и стремится быть, чем она делает себя». Как писал В.С. Соловьев, «человеческая личность есть возможность для осуществления неограниченной действительности». Процесс развития личности есть процесс развития ее взаимоотношений с окружающим миром, в котором важное место принадлежит способности к самопознанию, дающей человеку возможность самостоятельного когнитивного поиска сущности явлений внешней среды и интимных по содержанию явлений своего «я». Известно, что реальность формирования внутреннего мира «я» – результат «творческой самодеятельности» человека в реализации отношений к миру: миру вещей, миру других людей, миру своего «я» (С.Л. Рубинштейн). Когда личность овладевает всей системой отношений, она переходит на новый уровень самопроявления и приобретает способность самостоятельно организовывать свое бытие, насыщать его определенным ценностным содержанием, направлять его к определенным жизненным целям, избирать индивидуально неповторимые стили и способы действия. Вершина процесса субъективирования личности – это завершенный, целостный мир «я» личности, насыщающий самопроявления человека смыслами культурно-исторического содержания.

В своем исследовании мы исходим из понимания личности как потенциального свойства человека. «Развертывание сущности бытия человека как личности может происходить в той или иной содержательной последовательности, в том или ином содержательном пространстве, в том или ином индивидуальном психологическом времени (своеобразном проникновении явлений прошлой, настоящей и будущей жизни человека), более или менее «быстро», с той или иной успешностью и т.д. Все разнообразие (или однообразие) вариантов, способов, средств осуществления человеком этого процесса зависит от его внутренней возможности и способности «быть личностью». Таким образом, личность является своеобразной сущностной возможностью бытия индивида; конкретное индивидуальное бытие может в той или иной мере соответствовать этой положительной сущности. В общем же, расстилающиеся перед «я» человека безграничные перспективы включают в себя не только позитивные, но и негативные возможности, вплоть до уничтожения себя. Можно утверждать, что потенциальность – онтологическое свойство бытия личности, одна из существенных сторон человеческой природы. Последнее обусловлено постольку, поскольку личностное бытие выступает в качестве позитивной перспективы жизни человека. Проявление данной характеристики заключается не только в завершенности отношений конкретной личности к окружающему миру, но в качественной перспективе развития данных отношений средствами индивидуального «я».

Однако потенциальность человеческой природы имеет тенденцию к осуществлению, к превращению в нечто актуальное. Действительно, сущее как существующее во взаимодействии, взаимной причинности, изменении и становлении обладает интенцией бытия. В философской мысли, как известно, эта интенция сущего схвачена в проблеме соотношения действительного и возможного, актуального и потенциального. Каждому единичному человеческому бытию присуща интенция познания и преобразования сущего, однако в личной жизни каждый человек осуществляет эти интенции в той или иной мере, на том или ином уровне, с той или иной степенью продуктивности, причем преобразование может иметь как созидательную, так и разрушительную направленность. Причем не каждый человек способен реализовать интенцию своего бытия, не каждый человек способен овладеть познанием как средством развития своего самобытия, и уж совсем немногие реализуют в жизни возможность преобразования сущего как природы, как бытия, как действительности, как мира. «Индивидуальное единичное человеческое бытие помимо присущей ему интенции способа существования, обладает потенцией осуществления индивидуальной сущности».

С точки зрения С.Л. Франка, потенциальность в своем сущностном определении совпадает со свободой. Ведь в самом общем смысле свобода (как и потенциальность) «есть признак всего конкретно-реального, поскольку она содержит в себе момент динамичности. Динамизм – момент «делания», «совершения» или «становления» – и состоит в том, что все возникающее не может рассматриваться как простое продолжение уже существующего, т.е. проистекает не из определенного основания, а из сущей в себе неопределенности». Потенциальность как момент пассивного существования можно считать возможностью «в пассивном смысле – гибкостью, податливостью, формируемостью «сырого материала», который сам по себе не «мертво-неподвижная масса, а скорее динамическая сила неопределенности и бесформенности», стремящейся к определению. Потенциальность, или возможность в активном смысле слова, есть противостоящая неопределенности «первичная формирующаяся сила», мощь, действенный замысел «как работа определения, совершаемая над неопределенным материалом и из него самого. Существует, таким образом, момент динамизма самой неопределенности, как бы динамизм беспорядочности, и наряду с ним динамизм определения, упорядочения»; в этом двуединстве – существо потенциальности как первичной свободы. Бытие человека как конкретное сущее динамически активно. «Оно есть необузданная сила – хаотическое стремление, из себя самого влекущееся к формированию, завершению, осуществлению. Поскольку бытие уже оформлено, уже осуществлено, уже есть в готовом, законченном виде – в нем царит необходимость; ибо необходимое есть именно не что иное, как определенность бытия, проявляющаяся в определенности его связей. …Но поскольку бытие есть потенциальность, т.е. творческая мощь совершающегося в глубинах неопределенности определения, оно именно и есть первичная свобода».

Из способности онтологического качества индивидуального человеческого бытия развертывать в своем становлении, развитии неповторимую, конкретно-историческую сущность следует существование потенциала человека. «Единичное человеческое бытие, осуществляя себя как самостоятельное, целостное, завершенное сущее, реализует свое интенциональное и собственно потенциальное содержание. Интенциональность индивидуального бытия состоит в развертывании сущностных характеристик человеческого способа существования как такового в реальной личной жизни человека. Потенциальность индивидуального бытия определяется его неповторимой, индивидуальной сущностью самостоятельного сущего». Можно сказать, что потенциал человеческой индивидуальности представляет собой единство потенций и интенций ее бытия.

Потенциальные характеристики бытия человека проявляются в том, как он реализует интенции своего способа существования:

  • осуществляет ли их в полной мере;
  • умножает ли в самостоятельном поиске наличествующие индивидуальные средства осуществления этих интенций;
  • обеспечивает ли взаимопроникновение интенциональных особенностей разного уровня в своей повседневной жизни и т.д.

Итак, личность представляет собой потенциальное свойство человека, является своеобразной сущностной возможностью бытия индивида, причем перед человеком раскрываются безграничные перспективы, включающие не только позитивные, но и негативные возможности, вплоть до уничтожения себя. Аутодеструкция разнопланова, она включает не только суицид – тотальную форму аутодеструктивной деятельности человека, но и различные формы деструктивных изменений личности. Чтобы выделить их, обратимся к модели личности, предложенной американскими психологами Дж.Р. Ройсом и А. Пауэллом, которые считают, что «человеческая личность есть совокупность систем». Теоретические исследования индивидуальных различий в функционировании психики показали, что личность человека есть комплекс шести сложных систем обработки информации:

1)сенсорной (ощущающей);

2)моторной (двигательной);

3)когнитивной (познавательной);

4)аффективной (эмоциональной);

5)стилевой;

6)ценностной.

Сенсорная и моторная системы заняты в основном приемом, кодированием и декодированием информации. Когнитивная и аффективная системы играют решающую роль в процессе обучения и адаптации. Стиль и ценности являются центральными узлами, которые определяют направленность функционирования других систем. Каждая из систем является многоуровневой, иерархической структурой. Сенсомоторный уровень личности представляет собой передаточный слой, или слой управляемых процессов; познание и аффект образуют преобразовательный слой; стиль и ценность – слой самоорганизации и интеграции. В результате взаимодействия шести указанных систем возникают молярные (большие) психологические образования. Так, эмоции – результат взаимодействия, прежде всего, познания и аффекта; познание и стиль играют главную роль в формировании мировоззрения, а аффект и ценности во взаимодействии порождают стили жизни. Образ своего «Я» (психологический конструкт) складывается из взаимодействия сначала стиля и ценностей, а затем когнитивной и аффективной систем. Образ своего «Я» играет ключевую роль в мыслях и действиях индивида, в отношениях между ним и обществом.

Дж. Ройс и А. Пауэлл утверждают, что личность представляет собой целенаправленную супрасистему, важнейшей интегративной целью которой является личный смысл. «Быть человеком – значит прежде всего искать смысл жизни. Поиску смысла жизни способствуют социальные условия жизнедеятельности человека (образы жизни, способы взаимодействия между людьми и пр.). Личный смысл органически связан с такими конструкциями, как мировоззрение, стиль жизни и образ своего «я».

Понятие «личность» включает в себя и степень волевой регуляции поведения, и использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Отечественный психолог К.К. Платонов подразделяет структуру личности на четыре подструктуры:

1)социально обусловленные качества личности (направленность, отношения, моральные качества);

2)опыт (знания, навыки, умения, привычки);

3)индивидуальные особенности психических процессов (эмоции, ощущения, мышление, восприятия, чувства, воля, память);

4)биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности).

Личностная структура, по С.Л. Рубинштейну, включает:

1) направленность личности (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Эта концепция наиболее приближена к современной классификации свойств личности. Очевидно, что каждый из элементов структуры личности может подвергаться деструктивным изменениям.

Итак, личность представляет собой потенциальное свойство человека, сущностную возможность бытия индивида. Личность – это неповторимо индивидуальное образование, формирующееся в результате социальных взаимодействий, это супрасистема со своей сложной, многоуровневой структурой, основой которой является образ своего «Я», а важнейшей целью – поиск смысла жизни. Перед личность открыты безграничные перспективы – вплоть до аутодеструктивной деятельности, которая и будет подробно рассмотрена в настоящей главе.

Приступая к анализу деструктивных изменений личности, следует определить, какой смысл вкладывается в понятие целостной, не деформированной деструктивными процессами, личности. В норме личность обладает следующими поведенческими особенностями:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Следует отметить, что проблема деструктивных изменений личности недостаточно исследована в науке. Среди ученых, занимающихся изучением различных личностных патологий, нет терминологического единства. Начиная с XIX в. в науке традиционно используются такие термины, как «деперсонализация», «дереализация», «деиндивидуализация», «дегенерация» личности. Термин «деперсонализация» впервые был предложен Л. Дюгасом в 1889 г. Он понимал под деперсонализацией «чувство потери собственной личности». Создатель психоанализа З. Фрейд, отмечал, что самоотчуждение ведет к невротической потере своего собственного «Я» – деперсонализации, либо к утрате чувства реальности окружающего мира – дереализации. Американский социолог Ч. Кули предлагал использовать термин «дегенерация личности» для описания состояния тех людей, характер и поведение которых находятся явно ниже образца или уровня, расцениваемых в господствующем мнении группы в качестве нормы. К дегенератам он относит умственно отсталых, сумасшедших, алкоголиков и преступников.

Наиболее широко в современной патопсихологии и психиатрии используется понятие «деперсонализация», однако оно не имеет однозначных трактовок. Так, А.А. Меграбян отмечал, что понятие «деперсонализация» в широком смысле слова включает в себя и дереализацию, так как под нарушением личности данного типа мы понимаем не только нарушение способности осознания своего «Я» и своего тела, но и нарушение способности осознания реальности объективного мира. К деперсонализационным расстройствам он относит психические автоматизмы, явления отчуждения психических процессов. Другие исследователи относят к деперсонализации нарушения схемы тела и психосенсорные расстройства (М.О. Гуревич, Р.Я. Голант), состояния «deja vu» (А.С. Шмарьян). Ю.Л. Нуллер понимает под деперсонализацией ощущение измененности собственного «Я» с утратой эмоционального компонента психических процессов. Неоднозначное понимание термина затрудняет изучение данного феномена.

В.В. Столин использует понятие «деиндивидуализация» для обозначения явления, вызванного нивелированием отличительных характеристик индивида, анонимностью и социальной безответственностью. В целом в анализе деиндивидуализации наметились два теоретических подхода. При одном из них состояние деиндивидуализации рассматривается как приятное индивиду и дающее выход его разрушительным тенденциям. При другом, напротив, деиндивидуализация рассматривается как неприятное состояние; индивид старается избежать этого состояния, и его антинормативное поведение как раз и служит этой цели – таким способом индивид вновь индивидуализируется.

Термин «деструкция» применительно к личностным патологиям стал использоваться лишь в последние годы. Так, А.О. Бухановский понимает под деструкцией «патологический процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или отдельных ее компонентов. Деструкция приводит к разнообразным по выраженности и структуре дефектам личности». Таким образом, проблема деструктивных изменений личности является достаточно актуальной и не может быть решена без их классификации.

В 70-е годы ХХ в. Б.В. Зейгарник, выдающийся отечественный психолог, одна из основателей патопсихологии, справедливо отмечала, что в настоящее время отсутствует устоявшаяся классификация личностных нарушений. Эта проблема остается актуальной и поныне. К основным формам личностных нарушений Б.В. Зейгарник относит патологию потребностей и мотивации, патологию черт характера, нарушение подконтрольности поведения.

А.А. Меграбян выделяет две основные формы патологического изменения личности: временные, преходящие, с последующим восстановлением, и прогредиентные, структурные и необратимые, с последующим дефектом личности. Первый тип деградации личности характеризуется преимущественным снижением мнестических и интеллектуальных ресурсов: слабеет фиксация внешних впечатлений в памяти, оскудевает запас приобретенных в прошлом знаний, прогрессивно падает способность к автоматизации психических процессов, навыков и умений, снижается работоспособность, слабеет логика суждений. Однако наряду с этим сохраняются морально-этические убеждения и интересы, корректное поведение. Главная особенность этого типа деградации личности – несоответствие между относительной сохранностью высших уровней проявления личности и прогрессирующим глубоким снижением интеллектуальных способностей. Второй тип деградации личности характерен для массивных органических поражений мозга. Его особенность заключается в поражении в первую очередь высших социальных, моральных, этических и других уровней личности, что приводит к ее регрессии до уровня животного.

М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина и А.Е. Личко для характеристики личностных нарушений используют понятия нарушение самосознания (понимая под самосознанием вычленение себя из объективного мира, личное тождество, идентичность, постоянство своего «Я») и расстройства личности (психопатии). Основным видом нарушения самосознания, по их мнению, является деперсонализация, выражающаяся в отчуждении человека от самого себя. Выделяют витальную деперсонализацию, при которой у человека исчезает само чувство жизни, аутопсихическую – отчуждение психических функций, своего «Я» – и соматопсихическую, выражающуюся в виде чувства чуждости собственного тела либо отдельных его частей или даже в их исчезновении.

А.О. Бухановский к основным личностным патологиям относит деформацию, деструкцию структуры личности, дисгармонию и регресс личности. Под деформацией понимается диспропорциональное соотношение структурных элементов, дисгармония личности, возникшая в процессе ее развития. Деструкция – патологический процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или ее компонентов. Дисгармония личности характеризуется формальной сохранностью задатков и способностей. Однако они теряют свою социальную значимость в силу выраженной диспропорции между отдельными компонентами темперамента, характера, потребностей и мотивов деятельности личности. Мышление становится аффективным. Значительно нарушается целостность, сила, устойчивость, пластичность свойств характера. Снижается уровень и выраженность потребностей, наблюдается регресс мотивов деятельности. Регресс личности свидетельствует о наступившем распаде ее индивидуальной структуры.

М.И. Еникеев выделяет кризисные состояния личности, личностные нарушения, пограничные психические состояния личности. Под кризисными состояниями личности он понимает индивидуально-психологическую уязвимость личности в зависимости от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. К таким состояниям М.И. Еникеев относит дереализацию, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, и деперсонализацию, при которой индивид утрачивает для себя возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Личностные нарушения, с точки зрения данного автора, это нарушения личностных образований, проявляющиеся в поведенческой дезадаптивности, то есть в деформациях целеполагания и целедостижения, в нарушении самооценки и критичности личности, в общем спаде психической активности. Личностные нарушения характеризуются нарушениями личностных конструктов – иерархии мотивационной системы, возникновении квази- и патологических потребностей (в алкоголе, наркотиках, половых перверсиях, извращениях и др.), аутизма – социальной отчужденности личности, уходом от реальной действительности в сферу грез и бесплодных мечтаний, оскудением содержания деятельности, ограниченностью прогностических возможностей. К пограничным психическим состояниям личности М.И. Еникеев относит состояния, смежные между нормой и патологией: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость), акцентуации характера, психические нарушения в экстремальных условиях.

В данной работе предлагается для характеристики различных личностных патологий использовать понятие «деструктивные изменения личности». Под деструктивными изменениями личности будет пониматься патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов.

Следует также сказать, что личность может не сформироваться в результате врожденных аномалий, например вследствие патологии головного мозга – олигофрении. К олигофрении может привести и перинатальная патология (родовые асфиксия, травма, инфекция), а также постнатальные факторы, действовавшие на мозг до трехлетнего возраста (менингиты, энцефалиты, интоксикации, травмы).

Нужно отметить, что человек в течение своей индивидуальной жизни подвергается изменениям как по восходящей, так и по нисходящей линии. В процессе своего формирования личность с детства проходит определенные стадии развития. Во взрослом состоянии уже сформировавшиеся черты характера личности приобретают относительную устойчивость, постоянство. В старости в психофизическом отношении личность подвергается изменениям в нисходящем направлении. Личность подвергается различного рода временным или стойким патологическим изменениям при заболеваниях, в частности при психических. Длительные, интенсивно выраженные аффективные переживания могут подвергнуть личность патологическому развитию. Неблагоприятные условия социализации индивида могут способствовать аутодеструкции личности.

Деструктивные изменения личности могут быть как следствием аутодеструктивной деятельности человека, так и явиться результатом целенаправленного внешнего воздействия, каковому подвергаются, например, адепты деструктивных религиозных сект. Деструктивные изменения личности могут носить как обратимый, так и необратимый характер.

В настоящей работе предпринята следующая попытка классификации форм деструктивных изменений личности:

I. Частичная деструкция структуры личности:

  1. 1.Патологическая деформация личностных потребностей и мотивов. Отмечается хроническая фрустрация базовых потребностей: в безопасности, в защищенности, в принадлежности к социальной группе, в привязанности, внимании и любви со стороны окружающих; меняется содержание потребностей и мотивов, их структура. Например, при алкоголизме смыслообразующим мотивом поведения становится именно потребность в алкоголе, все остальные потребности отходят на задний план.
  2. 2.Деструктивные изменения характера и темперамента. В данном случае замедляется темп психических реакций, падает или возрастает эмоциональная возбудимость, усиливается интроверсия, затрудняется коммуникация, нарастает ригидность, человеку трудно переключиться на что-то новое, приспособиться к социальным условиям, он сопротивляется любым изменениям. В результате деструктивных изменений нарушается внутренняя слаженность личности, гармония психических свойств, человек начинает неадекватно реагировать на внешние факторы, отмечаются выраженная неустойчивость, ранимость, возбудимость личности и бурное проявление аффектов.
  3. 3.Нарушение волевой регуляции поведения. При этом личность полностью или частично утрачивает внутренний самоконтроль, способность к самодетерминации и саморегуляции деятельности, оказывается неспособной управлять своим поведением.
  4. 4.Нарастание аутизма. Аутизм – синдром патологии личности, главным (существенным) проявлением которого является отсутствие или угасание (различной степени выраженности) потребности в общении. Человек утрачивает потребность в общении, как вербальном, так и невербальном. Патологически повышенную значимость для индивида приобретает его внутренняя жизнь.
  5. 5.Формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений. Индивид утрачивает способность адекватно оценивать себя, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Утрачивается и способность адекватно оценивать других. Признаки аутизации и обеднения эмоциональной сферы достигают значительной выраженности, человек уходит от реальности в мир собственных переживаний, у него развиваются черствость, эгоистичность, эмоциональная холодность, нередко – жестокость.

II. Глубокие деструктивные изменения личности, при которой на первый план выступает деменция – значительное интеллектуальное снижение.

  1. 1.Амнестическое расстройство – это поражение предпосылок интеллекта, в первую очередь памяти. Наблюдаются сниженная работоспособность, повышенные утомляемость, истощаемость и отвлекаемость внимания.
  2. 2.Тотальное слабоумие – грубые нарушения высших и дифференцированных интеллектуальных функций: осмысления, адекватного оперирования понятиями, способности к правильным суждениям и умозаключениям, обобщению, классификации и т.д., мышление становится непродуктивным.
  3. 3.Психический маразм – наиболее тяжелый вид негативных личностных расстройств. Он отличается полным распадом психической деятельности, утратой возможности контакта с окружающими, полным исчезновением интересов и побуждений к деятельности.

Таким образом, личность представляет собой потенциальное свойство человека, является своеобразной сущностной возможностью для осуществления неограниченной действительности. Перспективы, раскрывающиеся перед человеком, включают не только позитивные, но и негативные возможности, вплоть до аутодеструкции. Аутодеструкция разнопланова, она включает не только суицид – тотальную форму саморазрушительной деятельности человека, но и различные формы деструктивных изменений личности. Под деструктивными изменениями личности в данной работе понимается патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. При анализе деструктивных изменений личности следует учитывать, что человек в течение своей индивидуальной жизни подвергается изменениям как по восходящей, так и по нисходящей линии. Аутодеструкции личности могут способствовать длительные, интенсивно выраженные аффективные переживания, неблагоприятные условия социализации индивида, психические и некоторые иные заболевания. Деструктивные изменения личности могут носить как обратимый, так и необратимый характер, быть как следствием аутодеструктивной деятельности человека, так и явиться результатом целенаправленного внешнего воздействия, каковому подвергаются, например, адепты деструктивных религиозных сект. В настоящей работе к основным формам деструктивных изменений личности относятся патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, нарастание аутизма, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений, амнестические расстройства, тотальное слабоумие и психический маразм.

 скачать книгу Лысак И.В. о деструктивной деятельности

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
0 #1 specadieta.com 12.01.2018 11:03
Hello there, I found your web site via Google while searching
for a comparable topic, your website came up, it appears to be like good.
I have bookmarked it in my google bookmarks.
Hi there, simply turned into alert to your weblog via Google, and found that it's truly informative.
I'm gonna be careful for brussels. I will appreciate when you continue this in future.

Numerous other people will likely be benefited
from your writing. Cheers!
Цитировать
 

Обратная связь

Авторизация




 

© 2013-16 Ирина Лысак. Все права защищены