Satybalova


Сатыбалова Е.В. Человеческая деструктивность: основания и формы проявления: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 23 с.

скачать полный текст работы Е.Сатыбаловой

Исследование человеческой деструктивности является одной из актуальнейших и насущнейших задач современной философии, т.к. от ее решения зависит здоровье общества и духовность личности. С одной стороны, философия не может не откликаться на изменения современной социокультурной ситуации, которая характеризуется многочисленными проявлениями деструкции человека, а с другой, не может ограничиваться анализом только форм ее проявления, поскольку они являются лишь симптомами и следствиями явлений, корни которых скрыты и лежат гораздо глубже, чем это можно увидеть эмпирически.

Выбор темы диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, ХХ-й век с феноменальной ясностью высветил кризис человечности, поразивший современную цивилизацию. Рост насилия и подавления личности в массовом масштабе, мировые войны и распространение деструктивных саморазрушительных тенденций(наркомания, терроризм, агональность культуры и т.п.) ставят под вопрос само существование человека как родового существа. Бездуховность, потеря "чисто человеческих" ориентиров, нежелание развиваться и самосовершенствоваться – один из основных бичей эпохи, постоянная опасность, существующая и каждый раз встающая на пути человечества к духовному богатству и совершенству, апофеозом которой становятся упоение животными инстинктами, воспевание глупости, поклонение разврату и идолопоклонничество. Человек уже не "хозяин мира" и своей судьбы, а часто марионетка в руках им самим же созданных условий и форм бытия. В этих условиях ценность самой человеческой жизни необычайно возрастает, несмотря на все попытки массового ее удешевления (войны, криминализация общества и государства, падение нравов и т.д.), а деструктивными оказываются все те силы, которые подвергают опасности самое жизнь человека.

Во-вторых, мировоззренческий вакуум вследствие расшатанности мировоззренческих основ философского знания, особенно в постсоветскую, постсоциалистическую, посткоммунистическую эпоху, привел к необходимости переосмысления не только теоретических и мировоззренческих положений, но и вариантов практических усилий людей, связанных с несколько иными, чем это признавалось до сих пор, представлениями о свободе и свободном выборе, смысле человеческой жизни, личной ответственности и т.п., важное место среди которых занимает и проблематика, задаваемая деструктивностью человека.

В-третьих, проблема человеческой деструктивности до сих пор, к сожалению, не имеет самостоятельного философского статуса. Чаще всего она трансформируется в проблему добра и зла, носит морально-этический характер и ограничивается простой констатацией наличия в человеке доброго и злого начал, которые сопутствуют друг другу на протяжении всей человеческой истории и конкретной человеческой жизни. При этом «добро всегда побеждает зло», как бы ни пыталось зло утвердить себя в качестве могучей, влиятельной и труднопобеждаемой силы. По существу, решение проблемы добра и зла, как правило, лежит в русле их дуализма, когда и поскольку признается, что на всякое добро найдется свое зло и наоборот. На практике, однако, ситуация часто оказывается прямо противоположной.

Наконец, необходимость анализа человеческой деструктивности и введения в философский оборот понятия человеческой деструктивности особенно возрастает в связи с необходимостью гуманитарно-антропологической экспертизы всех социальных и культурных преобразований, которые производятся человеком в мире, особенно тех, которые непосредственно реализуются для человека, затрагивая его специфически человеческие интересы.

Особенно актуально осмысление человеческой деструктивности именно в формирующемся в постиндустриальной фазе развития цивилизации современном обществе, когдачеловечество живет не столько сохранением и воспроизводством устоявшихся форм существования, сколько активным поиском новых. Поскольку трудно представить обновление без разрушения, трансформации преобразования существующего, деструктивность становится не только элементом обновления человеческого, но и его источником. Именно поэтому требуется философско-антропологическое осмысление того влияния, которое оказывает человеческая деструктивность на перспективы цивилизационного развития.

Человеческая деструктивность не является феноменом лишь становящегося постиндустриального общества, а возникла и существовала задолго до него. Между тем, своей качественной определенности человеческая деструктивность достигает только после индустриальной стадии развития цивилизации, связанной с возрастанием искусственного могущества человека, с одной стороны, и формированием децентрированной субъективности, с другой. Поскольку говорить о качественной определенности явления можно только на стадии его полной реализации, то осознание феномена человеческой деструктивности становится наиболее актуальным при переходе к постиндустриальному обществу, где человечность приобретает новые формы, а, следовательно, и новые механизмы актуализации и самореализации.

скачать полный текст работы Е.Сатыбаловой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Обратная связь




 

© 2013-21 Ирина Лысак. Все права защищены